DMFAN - Новости DM
25.04.2024
Сегодня
в истории DM
1986: 'CELEBRATION TOUR' (1986), Gothenburg (Sweden) Scandinavium

1+2.

(STUMM31, August 1986)



«Мне понравилась идея стать совершенно самодостаточным, и ни перед кем отчитываться т.е. полностью самостоятельно работать над композицией, производством, самому играть и все такое. Только все это я могу делать исключительно в свободное время».


А. Уайлдер, 1986 год


Эксперименты Алана, которые привели его к созданию собственного проекта Рекойл, начались еще в 1985-86 годах во время записи Black Celebration. То, что тогда вышло из-под его пера и стало первым мини-альбомом, выпущенном на Mute, фактически, не имело даже названия. Просто цифры – 1+2.


В тот момент Алан стал прогонять кое-какие сэмплы, которые использовались Depeche Mode для аранжировки альбомов, на своей домашней 16-дорожечной студии. Как он сам говорил, в его доме всегда были аналоговые синтезаторы, поэтому он просто позаимствовал кое-что из ненужного оборудования группы, чтобы заняться собственными опытами. Вот так, при участии синта и эмулятора Roland, Алан начал копаться в сэмплах, переиначивая их на свой лад.


Демо с этими упражнениями было проиграно Дэниелу Миллеру, который, прослушав, попросил Алана кое-что изменить. Но, в преддверии выпуска Music for the Masses, довести треки до ума так и не удалось, поэтому они были опубликованы практически в неизменном состоянии.


Пресса была в некотором шоке от мини-альбома Уайлдера, потому что, как было совершенно очевидно, они ожидали чего-то в стиле ДМ. А получили 2 компиляции из традиционно обработанных сэмплов, атмосферные, но даже рядом не стоящие с поп-направлением. Среди изданий, которые откликнулись на выход этой работы, были и те, кто был ею явно разочарован, и те, кто радовались тому, что хоть кто-то из группы подался в серьезные музыкальные изыскания.


Сам Уайлдер не был доволен собственной работой, частью из-за того, что она была недоработанной чисто технически и создана при помощи не самого лучшего оборудования, а частью из-за того, что не придавал ей особого значения для него это был просто сторонний проект. На тот момент. Но это было только начало.


Hydrology plus 1+2.



История трек-листа.


LP (STUMM51), понедельник, 25 января 1988 года.

1. Grain

2. Stone

3. The Sermon


Cassette (CSTUMM51), понедельник, 25 января 1988 года.

1. Grain

2. Stone

3. The Sermon

4. Recoil 1

5. Recoil 2


CD (CDSTUMM51), понедельник, 25 января 1988 года.

1. Grain

2. Stone

3. The Sermon

4. Recoil 1

5. Recoil 2


Дизайн обложки выполнен Мартином Аткинсом.


Об альбоме.


«Я бы сказал, что он просто переслушал композитора-авангардиста Филиппа Гласса, потому что Hydrology очень напоминает его Koyannisquatsi, с большим количеством звуковых воронок, повторяющихся фортепианных партий, которые просто перекидывают вас в другое измерение. Совершенно нет вокала, лишь необычные вокальные эффекты, пропущенные сквозь музыку. Но, если вы забудете о Глассе, то оцените этот альбом по достоинству, прослушивание его очень расслабляет».


Record Mirror, February 27th, 1988


Альбом Hydrology plus 1+2 стал первым полноценным сольным альбомом Алана Уайлдера, выпущенным на Mute. В этот альбом в качестве бонусов были включены и пронумерованные экспериментальные композиции с первой мини-работы 1986 года.


После выхода Music For The Masses отношение Алана к собственному проекту изменилось, как и изменилось отношение к своей роли в рамках Depeche Mode. Позже он вспоминал: «Да, Рекойл для меня все еще был сторонним проектом, на который я не возлагал особых надежд. Другими словами, я не слишком серьезно его воспринимал. Это было в своем роде противоядие от Depeche Mode, способ облегчить разочарование от работы исключительно в поп-направлении. Я, вообще-то, ничего против поп-музыки не имею, но если уж я собрался творить для себя, то нет смысла повторять то, что делаю в рамках группы. Проект изначально был задуман совершенно другим по характеру и полностью экспериментальным, пусть даже и непонятным, или понятным только очень странным людям. А в поп-музыке я и так себя выражаю».


Реакция поклонников на эти его слова была отрицательной. Среди них начались опасения, что Алан может полностью уйти в собственные эксперименты, что отразится на его работе в Depeche Mode. Для самого же Алана эта пластинка была очень важна именно она дала ему импульс идти дальше и развивать Рекоил. Хотя, как и первый безымянный мини-альбом, Hydrology осталась недоработанной.


После тура Concert For The Masses Алану пришлось капитально засесть в студии, работая над материалом для диска «101». Это сильно повлияло на его собственные планы. Во время тура он познакомился с Дугласом Маккарти из группы Nitzer Ebb, которая выступала на разогреве у DM. У Уайлдера возникла мысль привлечь Дугласа к работе над своим сольным проектом, тем более, что у них сразу же нашлись взаимопонимание и общие идеи.

Новый диск Рекоил Алан задумывал по тому же образцу, который мы наблюдаем сейчас т.е. в сотрудничестве с вокалистами и авторами текстов. Но в Hydrology реализовать задумку не удалось. Миллер торопил Уайлдера с работой по 101, и, к сожалению, тому пришлось отказаться от большинства своих находок. В итоге новый альбом стал еще одним сборником музыкальных компиляций, состоящих из чистых сэмпловых подборок. Но сборником, который был на порядок интереснее первой работы.


На этот раз среди использованных Уайлдером сэмплов были и оригинальные, которые изначально были созданы именно Аланом и именно для своего сольного проекта, и которые, из-за нехватки времени для реализации собственных идей, были им вставлены в аранжировки песен Depeche Mode. Например, один сэмпл с речью на незнакомом языке был великодушно вложен Аланом в песню To Have And To Hold с альбома Music For The Masses. Угадайте, какой.


Эта пластинка очень отличается от того, что будет делать Алан в будущем, хотя последний трек это уже своеобразный мостик к следующим работам Уайлдера. Но в целом Hydrology еще не успела сполна проникнуться индустриальностью, и поэтому в значительной степени лишена агрессии. Основная ее «фишка» - в своеобразной работе с ритмикой каждого из треков, ритмикой пассивной, шепчущей, влажной, которая еще не доминирует в композициях. Алан с большим тактом, вкусом и чувством меры использует сэмплы, что отнюдь не умаляет плотности звучания в компиляциях. Он рисует музыкальные пейзажи, безупречные по композиции, наполненные звуками, в которых есть простор для следующего вдоха.


Алан никогда четко не формулировал, почему он назвал этот альбом Hydrology (наука о воде). Но есть теория, согласно которой все треки это различные состояния воды и способы ее движения. В первом треке Grain она свободно просачивается сквозь гранулы сэмплов, в Stone сталкивается с электронными камнями, разбиваясь и искрясь, а в The Sermon превращается в речь людей и течет уже интонационно и живо, меняя настроения.


Сам LP в оригинале состоял из 3-х треков, из которых Grain и Stone были написаны еще раньше в период 86 – 87 гг. Stone примечателен тем, что в его аранжировке использовались звуки анонсов, которые были записаны на французской железнодорожной станции. Вообще, разноязыкий говор на французском, польском и других восточноевропейских языках, - очень понравился Алану своей мелодичностью. Он понятия не имел, что именно там говорилось, он слушал речь, как музыку, и вплетал ее в композицию, как инструментальную партию. The Sermon изобилует такими цитатами.


Алан совершенно четко сознавал, что созданная им работа не может претендовать на тот успех, который сопутствовал альбому Music For The Masses, или попаданию в чарты, но он очень хотел выпустить эту пластинку. Причем не в мини-формате, а как полноценную работу, полную экспериментов. Поэтому Daniel Miller предложил добавить в нее выпущенные ранее треки 1 и 2. В конечном варианте альбом был назван Hydrology plus 1+2 . Оригинальный трек-лист, состоящий только из трех композиций, был выпущен только на виниле, а в версию на кассете и CD были включены треки из 1+2.


О песнях.


Grain. Первая композиция на альбоме, которая начинается с фортепианного проигрыша, имитирующего звук падающих капель. Эти капли-ноты, повторяющиеся и настойчивые, рождают ощущение грусти, которая возникает у человека, смотрящего в окно на дождь. Потом к фортепианной партии добавляются сэмплы, которые вносят разнообразие в композицию, и в этом виртуальном окне вдруг словно проезжает машина или начинается какое-то движение, на которое переключается внимание слушателя. Этому треку нельзя отказать в мелодичности, хотя там она совершенно иная. Она не вьется основной линией поверх аранжировки, она - это часть общей гармонии и вместе со всеми другими ее элементами создает эту пасмурную и влажную атмосферу, в которую погружается слушатель. В песне идут 4 компиляции из одинаковых сэмплов, поставленных в разной последовательности.


Stone. Эта композиция построена на ритмическом рисунке, причем с самого начала ритм в ней задается именно ритмическим сэмплированием, когда электронные сэмплы, обычно поддерживающие ритм-секцию, выступают в роли основных ее компонентов. А перкуссия, которая начинает звучать чуть позже, является только их дополнением. Сама композиция очень атмосферная, в ней много воздуха, но не пустого, а наполненного звуками, которые переплетаются и отталкиваются, сливаются и разбрызгиваются вокруг. Начинается она с диссонанса, но потом успокаивается, становится все более гармоничной, все более вовлекающей и затягивающей. Ее можно сравнить с визуалайзером, который рождает причудливые узоры из ритма песни, на которые можно смотреть вечно.


The Sermon. Этот трек более сложен по композиции, чем предыдущие. Начинается он гипнотизирующими космическими звуками, которые затухают, сменяются речевой вставкой и ритмической конструкцией центром композиции, к которой постепенно добавляются сэмплы. В трек вставлен отрывок из религиозной передачи о католических паломниках, прочитанный диктором Марэком Масальски и записанный с польского радио. Затем ритмическая часть композиции выливается в славянские песнопения, усложняющиеся дополнительными электронными звуками, а потом опять все возвращается к экспериментам с пульсирующим ambient-ритмом. Среди других композиций на пластинке The Sermon выглядит самым экспериментальным, индустриальным, сложным и плотным по звучанию. Это уже не музыкальная картина, это целый рассказ, в котором забавным образом постоянно наталкиваешься на знакомые звуки и элементы, использованные в аранжировках песен Depeche Mode, но реализованные совершенно незнакомым образом.


Заключение:


Hydrology стала первым полноценным сольным альбомом Алана Уайлдера. Она не только позволила понять, в каком направлении развивалась его мысль, но и помогла выделить его среди участников Depeche Mode. После ее выхода Алан стал восприниматься не просто, как талантливый «инженер звука» и аранжировщик, технический мозг группы, но и как самостоятельный музыкант, творческий человек, который может очень много рассказать слушателю, пусть и в совершенно другом формате. По свидетельству самого Алана, Hydrology была следующей ступенью, на которую он поднялся со времен первой работы. Да, она выполнена на том же самом 16-дорожечном оборудовании, но, по сути, гораздо более многогранна, чем 1+2.


Среди новичков и почитателей Рекойл со стажем есть те, кто отмечают избыточную продолжительность треков. Другие же погружаются в звуки с головой и получают огромное удовольствие от прослушивания. Эта пластинка подарок любителям смотреть на воду, огонь и на то, как работают другие люди потому что оторваться от нее очень сложно.

Назад Далее

Rambler's Top100Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Рассылка DMfan - новости, вечеринки, полезная информация, обновления.