Мартин Гор: нас не очень-то чествуют на родине // Лидер Depeche Mode о "Звуках Вселенной
Газета «Коммерсантъ» № 42(4097) от 11.03.2009
Премьера рок
20 апреля выходит 12-й альбом британской группы Depeche Mode "Sounds Of The Universe", а в мае коллектив отправится в европейское турне. До России они доедут только зимой, однако российские фаны собирают дорожные сумки — в самом начале Tour Of The Universe, 10 мая, Depeche Mode выступят в безвизовом Тель-Авиве. БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ встретился с лидером Depeche Mode МАРТИНОМ ГОРОМ в Лондоне, чтобы расспросить его о новом альбоме и о популярности группы в России и на родине.
— Depeche Mode выпускают новый альбом по старинке, не выставляя его для свободного скачивания, всячески стараясь уберечь от преждевременного сброса в интернет и вообще — без Тимбаленда! Какие-то вы немодные.
— Ну да, у нас нет Тимбаленда в продюсерах, но мы работаем над собой! Если говорить серьезно, мы не идиоты, мы понимаем, что нелегальное скачивание не остановить, но руки у нас не опускаются. Когда мы объявили даты нашего европейского тура, никто не слышал ни трека с нашего нового диска, но билеты были моментально распроданы.
— Ваш новый альбом "Sounds Of The Universe" — типичный Depeche Mode, там разве что чуть больше старомодной электроники и меньше гитар, чем раньше.
— Вряд ли у нас когда-нибудь получится звучать по-другому. Иногда нам это почти удавалось. Но Дэйв Гэан у микрофона и вполне определенный подход к сочинению музыки и ее записи — это маркировка, от которой не избавиться. И все же я считаю, что "Sounds Of The Universe" — запись очень соответствующая духу сегодняшнего времени и в крайней степени одухотворенная.
— Не слишком изобретательное название альбома — "Звуки Вселенной", нет?
— Это была моя идея. Название — одновременно помпезное и ироничное. И оно в целом отражает саунд альбома. Он очень разноплановый, но мы использовали много старых аналоговых синтезаторов, и в некоторых местах возникло настроение таких "космических" ретрозаписей.
— Что для вас важнее — мелодия или саунд?
— Мелодия всегда важнее. Когда мы готовимся к работе в студии, песни уже готовы. Звучание всегда на втором плане. Песня — вот главная вещь.
— Depeche Mode в шаге от двери в студию. О чем вы думаете? Как угодить фанам? Как оставить след в истории?
— О вечности мы думаем меньше всего. Важнее создать что-то, чем мы сами будем довольны. Важнее сделать что-то отличное от предыдущего. Именно поэтому в качестве сингла к новому альбому мы выбрали "Wrong". Эта песня нехарактерна по звучанию для Depeche Mode, она должна была вызвать к жизни определенную взрывную волну. И видео "Wrong" тоже соответствовало этой идее.
— Такой маленький фильм в стиле Дэвида Линча...
— Точно. Никто не может в точности разъяснить, что же там происходит с героем. Режиссера зовут Патрик Дотерс, мы впервые работали с ним. Его идея с загадочным автомобилем, движущимся как бы назад во времени, лучше всего соответствовала нашему желанию произвести фурор. Конечно, нам сразу сказали, что на MTV или VH1 такое не покажут, но, слава богу, в наше время YouTube гораздо важнее и влиятельнее.
— В "Perfect" есть слова "я не жал на курок, я всего лишь певец". Вы когда-нибудь чувствовали, что музыка Depeche Mode всерьез на что-то повлияла?
— Музыка может менять каждого человека индивидуально. Ко мне регулярно подходят люди со словами "Вы не представляете, насколько сильно ваша музыка изменила мою жизнь". Мы должны быть реалистами — перемены происходят медленно. С нас достаточно и того, что наши поклонники, каждый в отдельности, постепенно становятся другими, начинают по-другому думать. А вы предлагаете нам вместе со всеми призывать людей помогать Африке?
— Да уж, в коллективных акциях Depeche Mode встретишь редко.
— Нас не очень-то и приглашают. Так повелось еще с первого "Live Aid" 1985 года. Мы не из тех групп, что могут мгновенно подорваться с гитарами и сыграть по тому или иному поводу. Они что думают, мы можем просто схватить под мышку синтезатор?
— У вас до сих пор нет не только ни одной Grammy, но и родных английских Brit Awards.
— Наша карьера в Англии — это непрекращающаяся борьба. Вот у нас вышел новый сингл. Я смотрю на чарты iTunes и вижу, как он постепенно поднимается до первого места в Германии, карабкается вверх в первой десятке в других европейских странах, а в Англии, едва засветившись, тут же начинает ползти вниз, в хвост первой сотни. Потому что здесь его не играют по радио, и вообще у всей местной индустрии мы, мягко говоря, не ходим в любимчиках. Не забуду, как, когда Pet Shop Boys получали Brit Award за достижения в карьере, Нил Теннант сказал: "Depeche Mode заслуживают эту награду в гораздо большей степени". Да, нас не очень-то чествуют на родине.
— Ну, в России-то вы абсолютные суперзвезды. Я всегда пытался понять, почему именно вы.
— Я тоже много думал об этом. Во всех экс-коммунистических странах, во всем восточном блоке у нас огромная фан-база. Возможно, этим народам близка тема отчуждения, которая присутствует в нашей музыке. |